Форум для питерских мам, Клуб активных питерских мам - Pitermama.ru // Я-Мама // Детская




2011-05-12 13:32:08
Один дома
Ученик проводит в школе 6-7 часов ежедневно. В течение всего этого времени каждый ребенок находится на виду у всех остальных. В школе негде уединиться, даже в туалете кабинки без дверок. От такой усиленной публичности некоторые школьники устают; одни из них становятся чересчур беспокойными, суетливыми, при малейшем поводе обижаются, плачут или пускают в ход кулаки; другие - могут уснуть прямо на уроке. Придя домой, такие дети испытывают острую потребность в уединении.

Дома дети обычно сами выискивают потайные уголки. Если у ребенка нет своей комнаты, где он может побыть наедине с собой, то он может (как в более раннем возрасте) устраивать "домики" под столом, "штабы" в шкафах, "убежища" под одеялом. Так уставший от публичности ребенок восстанавливает свои психические силы и в то же время осваивает новый для себя опыт - общения с собой, расширяя и углубляя тем самым свой внутренний мир, развивая способность к рефлексии и внутреннему плану действия.

Если ребенок боится оставаться дома один, найдите возможность избавить его от одиночества. Опасно, разрушительно для психики ребенка постоянно преодолевать этот страх. Борьба со страхом отнимает все силы, ему незачем учиться, радоваться, жить. Если к этому прибавляется недовольство родителей: насмешка над трусостью, резкость в оценке ситуации, психика ребенка переживает двойную нагрузку: страх и отчаяние, безвыходность, незащищенность. При этом невротическое развитие неизбежно.
Конечно, родители стараются не оставлять детей одних, особенно первоклассников. Однако бывает и так, что уже со второй четверти первого класса ребенок самостоятельно проводит время до возвращения родителей из школы.

Как помочь ему не чувствовать страха, быть организованным, самостоятельно выполнять домашние задания? Попробуем дать несколько рекомендаций, которые сделают одиночество не таким удручающим, а со временем помогут развить в ребенке способность самому распоряжаться временем, которое он проводит дома один.

1. Составьте вместе с ребенком список дел, которые ему предстоит выполнить до прихода мамы и папы. Первый список может представлять собой табличку, в которой ребенок будет проставлять галочки, когда выполнит очередной пункт. Для самых маленьких школьников список может быть подробным ("1. Проверь, хорошо ли заперта дверь. 2. Переоденься, повесь одежду на плечики. 3. Вымой руки с мылом. 4. Возьми в холодильнике еду и разогрей в микроволновке". И т. д.). Что касается времени, то иногда и во втором классе дети путаются в стрелках механических часов. А потому режимные моменты можно сопровождать рисунками часов со стрелками, обозначающими определенное время, либо купить электронные часы.

2. Каждый вечер можно договариваться с ребенком, чем он будет заниматься во время, обозначенное в списке как "свободное" и быть спокойными относительно того, что у сына или дочки есть какое-то интересное дело.

3. Проговаривать правила безопасности (относительно нахождения дома, разных непредвиденных ситуаций, транспортных вопросов и т. п.) нужно не один раз перед первым самостоятельным возвращением из школы, а регулярно, но не запугивая ребенка, а по возможности обыгрывая ситуацию ("Как бы ты поступил, если бы тебя попросила открыть дверь соседка тетя Шура?").

4. Договоритесь о времени, когда вы будете созваниваться друг с другом. Обязательно находитесь на связи в то время, которое было оговорено, иначе ребенок может нафантазировать непонятно что. Если же все звонки происходят вовремя, у сына или дочки складывается представление о том, что мама и папа всегда в пределах досягаемости и могут в случае чего примчаться на помощь.

5. Обсуждая события за день, следуйте принципу "обсуждать - но не критиковать".

6. Особо оговаривается время просмотра телевизора и компьютерных игр. Если без голубого экрана не обойтись, лучше воспользоваться видеомагнитофоном, заранее выбрав с ребенком те кассеты, которые можно будет посмотреть (на выбор). То же касается и компьютерных игр.

7. Накануне вечером и утром перед уроками старайтесь создать дома спокойную обстановку, убеждайте ребенка в том, что он смелый и самостоятельный. Будьте сами уверенны и доброжелательны. Тогда, скорее всего, и ребенок сможет поверить в то, что проблема "один дома" не такая уж страшная, как казалась вначале.

Я-Мама

В ожидании чуда
Мой ребенок родился!!!
Детская
Мамины истории
Кулинарная книга Мамы
Все о детских пособиях
Детский психолог
Игротека
Гороскопчик
Особые детки


2007-2009 г., Pitermama.ru
Клуб Активных Питерских Мам