Форум для питерских мам, Клуб активных питерских мам - Pitermama.ru // Мамин справочник // Школы Санкт-Петербурга




***Системы обучения в начальной школе.
Материал по статье Натальи Сапожниковой, журнал "Привет, первоклашка!".


Существует две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть своя классификация.

Традиционные программы

1. Школа Росии- программа, испытанная не одним поколением,- теперь дополненна и переработана. Она сочетает в себе традиционные наработки и новейшие достижения по психологии, педагогике, включает в себя элементы развивающего обучения.

2. Комплект "Гармония"- выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности. Его авторы стремяться к гармоничному развитию ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.

3. Начальная школа XXI века- в данном комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, также реализуются основные идеи системы развивающего обучения.

4. Школа 2100- это самая распространённая в Санкт-Петербурге и Ленобласти программа. В ней хорошо решена проблема приемственности дошкольного образования младших и средних классов. Она предназначена для изначально более подготовленных детей. Ребёнок уже должен уметь хорошо читать, иметь широкий для своего возраста кругозор и сильную мотивацию к обучению. Время на изучение основных предметов (чтение, математика, русский язык) сокращается, за счёт чего вводятся такие предметы, как риторика, информатика, история. На каждом уроке учитель даёт новый материал. Уроков на закрепление и повторение пройденнгог меньше. Те дети, которые к началу обучения не имеют соответствующих навыков (например, не умеют работать по инструкции учителя, не могут концентрировать внимание, у них плохая память), придя учиться по такой программе, сразу же рискуют попасть в группу школьной дезадаптации, а как крайний вариант- могут заработать невротические расстройства и отвращение к учёбе.


Развивающие программы.

1. Система Занкова- была разработана ещё в 60-х годах и делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет "докапываться" до них самим. Схема здесь противоположна традиционной. Сначала даются примеры, а учащиесь сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принцыпы этой системы- это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием "части речи", прийти к пониманию которого они должны самостоятельно. Учиться по этой системе довольно трудно, потому что изучение материала идёт в быстром темпе.

2. Система Д.Б.Экольнина- В.В.Давыдова- подойдёт тем, кто хочет развивать в ребёнке умение мыслить необычно и глубоко. Всё обучение построено на групповых дискуссионных формах работы. Через эти формы дети открвают для себя основное содержание учебных предметов. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Учитель сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала проходит на уроках.
Большой упор сделан на командную работу и отработку коммуникативных навыков: дети проводят исследования в группах по 5-7 человек, а затем по руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу.
В системе Эльконина-Давыдова упор делается не на объём усвоенных знаний, а на способы их постижения.Ученик может чего-то и не помнить, но дожен знать, где а как найти информацию. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, десять. В результате обучения по данной методике дети умеют аргументированно отстаивать свою точку зрения, учитывать мнение другог, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений.
Основной недостаток: данная система не получает достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы всё равно придётся перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать проблемы.

3. Вальдорфская система- значительно отличается от традиционной. Разработана немецким педагогом Рудольфом Штайнером в конце 19- начале 20 веков. Процесс обучения ребёнка тесносвязывается с возрастными особенностями его развития. Знания по какому- либо предмету ученик получает в тот период, когда ниаболее к этому подготовлен. С 1-го по 8-й класс все основные предметы ведёт один преподаватель, прошедший обучение в Вальдорфском центре. Оценки ученикам не выставляют, их заменяют педагогические характеристики. В начальной школе большое внимание уделяют мелкой моторике (вышивание, лепка, резьба по дереву, обработка камня). Всё только на натуральных материалах, даже в группе продлённого дня не увидишь ни пластмассовой куклы, ни тем более электронных игр. Большое значение придаётся и физическому воспитанию. Обязательны занятия музыкой, в том числе и обучение игре на струнных инструментах и фортепиано. С начала обучения вводятся два языка- немецкий и английский. Углублённо изучаются предметы гуманитарного цикла: литература, история, история мировой культуры.

Сложно однозначно дать ответ на вопрос, какая из предложенных систем хуже или лучше. При выборе школы не стоит ставить программу обучения в начальной школе во главе угла. Не менее важен подбор учителей и администрация школы, отзывы родителей учеников. В любом случае хороший учитель научит ребёнка всему, чему положено, а плохому никакая передовая программа не поможет.


Мамин справочник

Детские сады
Школы Санкт-Петербурга
Доп. Образование
Спорт с детьми и не только
Аптечка
На чемоданах
Все о детских товарах
Покупаем технику
Записная книжка
Куда пойти с ребенком?
Большой Театр Кукол
Театр для крошек ПодРОСТайка
Smart театр
Благотворительность
Главные праздники


2007-2010 г., Pitermama.ru
Клуб Активных Питерских Мам